Народ.Ру:Дьяково,Дьяковская деревня,Дьяковское село,церковь,кладбище,жители


Главная

Фотоальбом

Гостевая

Написать письмо


Дьяковская культура
- археологическая культура железного века (конец VIII в. до н.э. — VII в. н.э.) на территории Волго-Окского междуречья. Названа по селу Дьяковское на р. Москва (ныне в черте Москвы). Раскопаны городища и селища. Население занималось скотоводством, земледелием, охотой, металлургией. Первый период (конец VIII—III вв. до н.э.) относился к финно-угорским племенам, предкам мери, муромы и веси. Второй период (II в. до н.э. — VII в. н.э.) связан с продвижением с Запада восточных балтов и расселением их среди местных племён.
Cкифы
- древние племена в Северном Причерноморье (VII в. до н.э.— III в. н.э.). По сообщению Геродота, делились на царских скифов, кочевников, земледельцев, пахарей. Воевали с государствами Малой Азии, Закавказья, Персией, Македонией и др. В IV в. до н.э. создали Скифское государство, которое под ударами сарматов (объединений кочевых скотоводческих ираноязычных племён, расселившихся в III в. до н.э.) переместилось в Крым (столица — Неаполь скифский). После разгрома готами (III в. н.э.) растворились среди других племён. Оставили многочисленные археологические памятники (курганы, городища).
Тын
- деревянный сплошной забор.
Феодализм
Феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства непосредственных производителей – крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения.
Феодальная раздробленность
Период развитого феодализма характеризовался усилением крупного феодального землевладения и политической роли феодалов. Укрепление феодальных отношений, возникновение новых местных центров привели к феодальной раздробленности. Этот этап развития Ф. характеризовался расширением колонизуемых территорий, ослаблением экономической и политической зависимости местных феодальных властителей от правителей раннефеодальных государств, ростом земледельческого промыслового хозяйства, ремесла, торговли, утверждением иерархической структуры землевладения и системы вассальных отношений.
Феодальная раздробленность на Руси наступила во 2-й четверти 12 в. после окончательного распада Киевского государства.
Шейная гривна
- металлический обруч (из бронзы, железа, серебра или золота), носившийся на шее. Появилась в бронзовом веке. Позднее у мидян и персов её носили знатные мужчины и женщины. У галлов она была сначала лишь женским украшением, затем лишь знаком достоинства мужчин-вождей. У римлян Г. (torques) служила наградой за боевые отличия. Г. входила в наряд знатных мужчин и женщин у скифов и сарматов, у тиссагетов на Каме, у согдийцев в Средней Азии.
В средние века она сохраняла то же значение у зап. и вост. славян, скандинавов и многих волжских, камских, окских, балтийских племён. В 12-14 вв. Г. была на Руси женским украшением как у феодалов, так и у крестьян. Ещё в 16 в. в Московской Руси она составляла принадлежность свадебного наряда женихов и невест.
Височные привески
- металлические украшения, вплетавшиеся в женские причёски. Появились в бронзовом веке; наибольшее распространение получили в средние века у славян. Различные племена восточных славян носили В. к. разной формы: кривичи - браслетообразные, новгородские словене - ромбощитковые, вятичи - семилопастные, радимичи - семилучевые, северяне - спиральные, и т. д.

АРХЕОЛОГИЯ

ДЬЯКОВСКИЕ ГОРОДИЩА

Дьяковское городище, как один из типов археологических памятников, датируется от VII до нашей эры до VII века нашей эры. Это памятники эпохи первобытно-общинного строя. Дьяковцы - предки летописных племен мери, муромы, веси, и др., вошедших в состав восточных славян. Древнейшие городища дьяковской культуре: Старшее Каширское, Дьяковское и др. - возникли на грани эпохи бронзы и раннего железа, когда совершался переход от охотничье-рыболовецкого хозяйства к скотоводческо-земледельческому. Городища являлись патриархальными укреплёнными поселками; группа соседних поселков составляла селение одного родового коллектива. Привозные украшения(предметы с эмалью и позолоченные бусы) свидетельствуют о торговых связях со скифами, позднее - сарматами и славянами. В этот период создавались обширные объединения типа союзов племен, что уменьшало возможность военных столкновений.

Наиболее характерным памятником среди городищ дьяковского типа является Дьяковское городище, расположенное у села Дьяково, близ Коломенского под Москвой. Оно было изучено раньше других подобных же городищ и дало название т.н. дьяковской культуре. Культура эта широко распространена в Волго-Окском междуречье. Раскопки, производившиеся в Дьякове, дают возможность проследить, как на протяжении тысячелетия сменилось несколько этапов культуры. Об этой смене свидетельствуют бронзовые и железные орудия, а также керамика, собранные во время раскопок в различных слоях.

Городища дьяковского типа расположены обычно на высоких берегах рек, между естественными оврагами с искусственно насыпанными валами. Земляные укрепления с деревянным тыном по верху вала и окраине площади городища служили для защиты от врагов, превращали его в крепость. В последствии на местах многих дьяковских городищ в Подмосковье возникли феодальные города с их кремлями (Руза, Верия, Можайск, Дмитров). Позднее некоторые из них были укреплены каменными стенами с башнями (Серпухов, Коломна).

Предметы материальной культуры, которые обычно находят в городищах дьяковского типа свидетельствуют о скотоводческо-земледельческой форме хозяйства. О земледелии говорят железные серпы, зернотёрки, о скотоводстве - большое количество костей домашних животных. На ряду со скотоводством и земледелием древние обитатели Подмосковья занимались рыболовством и охотой; было здесь развито также и ткачество. Свидетельством того, что охота и рыболовство еще не потеряли своего значения, служат наконечники стрел, рыболовные крючки и гарпуны, которые находят в городищах дьяковского типа. О ткачестве напоминают глиняные грузики для ткацкого стана, глиняные пряслица.

Городищ дьяковского типа на территории Московской области нам известно около ста пятидесяти. Они различаются размерами площади, количеством валов и рвов, мощностью т.н. культурного слоя и насыщенностью предметами, что зависело от длительности прибывания человека на данном месте.

Культурный слой образуется из органических и строительных остатков на местах всех человеческих поселений. Этот слой древних стоянок, селищ, городищ и городов подвергается археологическим раскопкам с целью изучения древних сооружений и предметов. Мощность культурного слоя колеблется от нескольких сантиметров до двух и более метров. При раскопках часто удается разделить культурный слой на отдельные слои, каждый из которых относится к определённой эпохе.

Феодальные городища, часто возникавшие на местах дьяковских, датируются от XI до XVI века нашей эры и относится к эпохе Киевского государства и феодальной раздробленности. Это уже древние крепости и города. Для них характерна керамика с линейным орнаментом (с VII века посуда уже делалась на гончарном круге). При раскопках встречается бронзовые и реже серебряные украшения: шейные гривны, браслеты, кольца, височные привески, пряжки, сердоликовые и хрустальные бусы, стеклянные гладкие и витые разноцветные браслеты, свидетельствующие, как о местном, так и о торговле с соседями.

Славянских феодальных городищах находят предметы из железа: оружие, орудия труда, части конского снаряжения, замки, мелкие серебряные монеты, которые чеканили удельные князья Можайска, Серпухова, и других городов. С 1635 года появляются т.н. "копейные деньги", которые чеканились в Москве и получили название по изображению всадник с копьем. Клады их встречаются довольно часто.

Археолог Спицин в 1895 году считал, что Дьяковское городище служило жертвенным местом. Этим он объясняет наличие каменных предметов культового характера.

Последние раскопки производились профессором В.А. Городцовым и другими видными археологами в 1930-1940 годах. Раскопки подтвердили смену трёх этапов культуры. По результатам раскопок памятник этот относят к V веку до нашей эры, а последующие находки свидетельствуют о том, что городище служило крепостью и было обитаемо до конца первого тысячелетия нашей эры.

КУРГАНЫ

Интересными и многочисленными памятниками старины являются курганы. Расположены они обычно в бассейнах рек, не в вдалеке от древних поселений. Курганы встречаются 2-х типов: могильные и сторожевые.

Курганы-могильники - это кладбище наших предков - славян X-XIV веков. Как известно, в основном к северу от Москвы-реки жило славянского племя кривичей, к югу - вятечей. В районе Волоколамска - новгородские славяне. Однако граница расселения вятечей местами распространялось и севернее реки Москвы. Вятические погребения были обнаружены у станции Крюково, городов Пушкина и Мытищи. Каждое племя имело свои типичные украшения. Умерших хоронили в праздничных нарядах, с украшениями, которые они носили при жизни. Кроме того иногда в могилу вместе с покойником брали орудия труда, которыми умерший пользовался при жизни. В ногах ставили глиняный горшочек с пищей (с варенным зерном).

Интерес для археолога представляют также древние погосты - кладбища и могильные плиты. Они указывают места бывших поселений, монастырей. На плитах часто встречаются надписи с датами (село Хатунь по реке Лопасня, Спасский погост на реке Пахре, погост Карамлино по реке Воре и др.).

В самые отдаленные времена Подмосковье было обеспеченно хорошими путями сообщения благодаря широко развитой системе рек. Австрийский посол Меерберг в 60-х годах XVII века написал : "В Москве такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, что ей нечего завидовать никакой стране в мире. Хотя она далеко лежит от всех морей, но благодаря множеству рек, имеет торговые сношения с самыми отдаленными областями". Известный немецкий путешественник Адам Олеарий видел в 30-х годах XVII века на реке Москве много больших судов из Астрахани, груженных медом, солью, солёной рыбой.

Хостинг от uCoz


Хостинг от uCoz